Автомобильная жизнь в одной новостной ленте.

«Китайцы» АвтоВАЗу не конкурент — так почему нет недорогих отечественных машин?

0

«Китайцы» АвтоВАЗу не конкурент — так почему нет недорогих отечественных машин?

Доля новых отечественных легковых автомобилей снизилась до 25% или даже уже менее того, динамика продаж сугубо отрицательная. При полном отсутствии конкурентов, помимо китайских производителей, которые работают в совершенно иной ценовой нише, это самый настоящий провал.

 

Однако руководство «АтоВАЗа» ещё имеет нахальство рапортовать о каких-то там «достижениях». В советское время к таким «передовикам» применяли высшую меру социальной защиты.

Согласно данным аналитического агентств «Автостат», по итогам августа сего года на продукцию завода из Тольятти пришлось всего 26% продаж. Если посмотреть суммарно с января по август, то получится 28,05%, тогда как годом ранее было 31,4%. Регресс налицо.

Помимо этого, согласно информации Минпромторга, уровень локализации продукции завода падает, то есть всё больше и больше используются импортные комплектующие. На начало года «Веста» имела 5471 балл в министерской системе, в июне — всего 5002 балла. По «Гранте» соответственно 5054 балла и 4293 балла, по «Ниве» 5206 и 4393. Это как понимать?

«Здесь один технический и один теоретический момент. Технический связан с тем, что в этот обсчитываемый перечень попала Vesta с японским вариатором Jatco, который мы использовали раньше. И в этом году мы на Granta тоже устанавливали Jatco — по ним баллов меньше. Теоретический момент связан с тем, что снизилась доля, как это ни странно, которую «АвтоВАЗ» получает за свой НИОКР. Эти баллы исчислялись по отношению к объему производимой продукции и ее стоимости. Стоимость возросла, объемы тоже выросли, и стало быть, доля этих затрат тоже увеличилась.

Мы тратим денег на НИОКР больше, а из-за увеличения объемов производства «вес» этих баллов для нас снижается. Поэтому мы предлагаем начислять баллы за НИОКР, базируясь на абсолютных цифрах вложений. Арифметика должна быть простой: вложил больше денег в НИОКР, получил больше баллов. В настоящее время обсуждаем наше предложение с Минпромторгом", — вещает гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов.

На русский язык этот чиновничий поток сознания не переводится, понятно лишь то, что вариатор Jatco японский, и сие, действительно, научный факт. Какой такой НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — «СП») для него нужен, непонятно, это полностью готовый к установке узел. Вариаторы, АКПП и прочие трансмиссии любители тюнинга устанавливают на свои «тазики» в гаражах без какого-либо дорогого НИОКР, там особо большого ума не надо.

По итогам 2023-го руководство предприятия вообще рапортовало о каких-то феерических успехах. Дескать, целых 374 тысяч автомобилей, максимальный показатель за последние десять лет. То, что около 50−60 тысяч с конвейера тут же отправились в отстойники по причине отсутствия комплектующих, осталось за кадром. Но даже означенная цифра впечатляет.

В 1990-й — последний год социалистической экономики — Волжский автомобильный завод произвёл 743,6 тысяч легковушек. Потом компанию долго лихорадило, но в 2008 году «АвтоВАЗ» изготовил уже 801,6 тысячи автомобилей. Предприятие было очень успешным, а его продукция являлась вполне доступной простым гражданам РФ.

Тогда, 15 лет назад, 25,9% выпуска пришлось на авто девятой серии, 25,3% — на ВАЗ-2107 и прочую «классику», 21,5% — на «Приоры». В общем, то, что и сейчас в топах популярности у народа. Но уже на вторичном рынке, так как данные авто сняли с производства.

Судя по всему, тогда кто-то в верхах решил, что дела у предприятия идут слишком уж хорошо, и завод начали планомерно уничтожать. «АвтоВАЗ» передали в собственность французов и те быстренько довели гиганта до ручки. К 2015 году доля рынка упала до 15%, отечественные разработки с конвейера снимали, а оборудование уничтожали.

Предприятия-смежники — в том же 2008-м у завода было около 700 поставщиков, все российские, локализация составляла почти 100% — отлучали от конвейера, а некоторые выкупали — и намеренно уничтожали. Например, подобная печальная участь постигла Волжский машиностроительный завод.

В начале 2022-го французы объявили о планах полной ликвидации всех российских разработок и переводе Тольятти на отвёрточную сборку. Начало СВО этому помешало, в противном случае мы бы сейчас были и вовсе без автопрома.

Уход всех иностранных автопроизводителе с нашего рынка и переход «АвтоВАЗа» в госсобственноость дал заводу отличный шанс. Можно сказать, шанс на новую жизнь — богатую и счастливую. Для того, чтобы она состоялась, требовалось немногое, а именно завалить рынок недорогими автомобилями. Нарастить их выпуск до уровня 2008 года, а то и выше. Купят, а госбюджет получит сверхприбыли. Которые, как известно, делаются не на высокой наценке, а на крупных оборотах.

Да, лягушатники в Тольятти порезвились. Штампы кузовных деталей многих авто были уничтожены, связи с российскими поставщиками нарушены, а многие заводы-смежники и вовсе прекратили своё существование. Но всё это было решаемо, а денег тогда, в 2022-м, у государства просто куры не клевали.

За 2,5 года не сделано ничего. Средства освоены, но на выходе получилась штучная «Аура» за 3 млн рублей и какой-то непонятный электрический «Ларгус» за те же деньги, причём он на все 100% продукт отвёрточной сборки.

Итак, «АвтоВАЗ» не взлетел, хотя мог, конкурентов тогда не было. Сейчас они есть, но минимальный ценник авто из КНР всё равно раза в два выше. Плюс иные проблемы китайских автомобилей, о которых говорят всё чаще. В том числе на официальном уровне. Так, даже Центробанк отметил, что для авто из Поднебесной наблюдается острый дефицит запчастей, нет каталогов, а также их не умеют обслуживать и чинить.

«Сложности будут нарастать по мере увеличения продаж китайских авто. Дело в том, что законы КНР не обязывают производителей предоставлять каталоги запчастей и инструкции по ремонту, в то время как в Европе на этот счёт есть жёсткие правила», — объясняет председатель правления Союза автосервисов Александр Пахомов.

Но и это ещё не всё. Автопром КНР стремительно развивается, и то, что ещё вчера производилось, сегодня уже не актуально. Соответственно, запчастей к «устаревшим» машинам порой не делают. Число брендов, суббрендов, моделей и их модификаций, продаваемых на рынке РФ, растёт, увеличивается и неразбериха.

Пробить по VIN машины невозможно — каталогов нет или они «кривые». Соответственно, запчасти не заказать, да и расходники порой тоже. Просто по марке-модели не вариант, так как налицо масса модификаций. Проблема.

Между тем 10−15 летние изделия «АвтоВАЗа», напротив, вполне себе живчики, хотя порой и не всегда блещут внешней красотой. Причём та же «Приора», по сути, ничем не хуже разрекламированного Renault (Dacia) Logan, который ещё недавно сметали как горячие пирожки. Даже лучше — с точки зрения простоты обслуживания и доступности запчастей. Свой шанс у «АвтоВАЗа» ещё есть, его пока до конца не упустили.

Но нужны перемены, причём не только на заводе, гражданин Соколов не более чем исполнитель воли тех, кто сидит наверху. Тех, кто уничтожал «АвтоВАЗ» образца 2008 года, кто не даёт наладить в Тольятти выпуск простых, недорогих и ремонтопригодных авто с локализацией 100%. Сделать это ещё можно, но в Минпромторге, Минэкономразвитии и прочих конторах этого почему-то не хотят. Странная ситуация.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.