Запуск в мороз: как снизить износ в первые минуты работы двигателя
В сильные морозы по инерции многие водители долго держат мотор на холостых, ожидая «прогрева». Однако эксперты предупреждают: греть на холостых очень долго и даже вредно для двигателя.

На холостых оборотах в холодном двигателе могут появиться задиры в цилиндрах, поскольку богатая смесь и конденсат топлива разрушают масляную плёнку на стенках цилиндров. Кроме того, при холостом ходе падает давление масла, его прокачиваемость ухудшается и в трущиеся пары может не поступать достаточно смазки — возникает эффект масляного голодания.
Первые 30–40 секунд после запуска в мороз многие детали работают почти «на сухую» из-за медленной циркуляции масла. Кроме того, до теплового расширения зазоры в двигателе увеличены, и несгоревшее топливо попадает в масло, снижая качество смазки. Всё это приводит к увеличению трения и ускоренному износу деталей.

Чтобы облегчить холодный пуск, на зиму рекомендуют маловязкое масло (маркировки 0W–), которое остаётся текучим при низких температурах. Низкие индексы «W» обозначают масла, рассчитанные на морозные условия: они прокачиваются насосом легче и быстрее смазывают двигатель при пуске. Однако тут важно знать меру: слишком «тонкие» масла противопоказаны для старых или изношенных моторов. В сильно изношенных или высоконагруженных моторах маловязкое масло может не обеспечить нужного давления после прогрева и привести к усиленному износу. Поэтому при выборе масла зимой лучше ориентироваться на рекомендации производителя с учётом года выпуска и модификации двигателя.

Кроме корректного масла, для снижения трения и облегчения работы мотора можно использовать специальные антифрикционные добавки. Например, немецкие Liqui Moly Molygen Motor Protect и Cera Tec. Особенно, если вашему двигателю не предписано использование смазок пониженной вязкости. Эти присадки по-разному действуют на поверхности трения.
Molygen содержит органические соединения вольфрама: при работе двигателя в горячем режиме ионы вольфрама внедряются в металлы трения, создавая очень прочный жаростойкий слой. Такой слой существенно снижает трение между деталями и защищает их от температурных перегрузок, благодаря чему мотор выходит на рабочий режим более плавно и без резких нагрузок.

Присадка Ceratec основана на молибдене с добавлением керамических микрочастиц. Эти частицы в масле образуют подобие тефлоноподобной смазки на поверхностях цилиндров и подшипников, что резко сокращает трение. При этом Ceratec укрепляет стенки цилиндров и поршневые кольца, дополнительно защищая мотор при высоких нагрузках. Эффект от однократного применения обеих присадок сохраняется на десятки тысяч километров, что особенно важно при тяжёлых условиях зимней эксплуатации.

Рекомендации к зиме:
– Перед наступлением холодов поменяйте моторное масло на свежее зимнего класса (0W–), если такая вязкость числится в перечне допустимых спецификаций для вашего автомобиля
– Для дизельных и старых моторов подумайте о предпусковом подогревателе и утеплении моторного отсека.
– При запуске двигателя на МКПП выжимайте сцепление, чтобы снизить нагрузку на коробку.
– После старта дайте мотору поработать 1–2 минуты на холостых, а затем начинайте плавно начинайте медленное движение — это быстрее прогреет двигатель и трансмиссию.

Зима – сложное время для двигателя: густеющее масло, и холодный запуск и большие колебания температур создают повышенные нагрузки. Правильно подобранная вязкость, прогрев на плавном ходу и вспомогательные присадки, вне зависимости от вязкости — помогает уменьшить трение и облегчить работу мотора в мороз. Чем меньше трение — тем меньше износ, и тем дольше сохранится ресурс силового агрегата. А как бонус и снижение расхода топлива.