Типичные неисправности системы охлаждения двигателя

Работающий двигатель внутреннего сгорания производит большое количество тепла. Чтобы его держать в оптимальной температуре, требуется охлаждение. В настоящее время в легковых автомобилях используется охлаждение жидкостью.

Конструкция системы охлаждения довольно проста и схожа у большинства автомобилей. В принципе, ее можно разделить на два контура: большой и малый. Малый контур находится в пределах двигателя. Насос охлаждающей жидкости принудительно совершает циркуляцию жидкости внутри системы, отбирая при этом тепло, выделяемое в результате сгорания. Если жидкость нагреется слишком сильно и будет превышена оптимальная температура работы двигателя, тогда запустится большой контур, который также включает в себя радиатор, благодаря чему возможен дополнительный прием чрезмерного количества тепла.

Соединение между малым и большим контуром осуществляется благодаря термостату, который при соответствующей температуре (обычно составляет от 70 до 95 градусов по Цельсию) открывает или закрывает поток жидкости к радиатору. В жаркие дни, особенно летом, когда производительность большого контура недостаточна, отвод тепла с радиатора может осуществляться с помощью дополнительно установленного вентилятора. Благодаря установленному датчику он включается и выключается в нужный момент. Так вкратце выглядит принцип действия системы охлаждения. Теперь перейдем к наиболее частым ее неисправностям.

Слишком высокая температура в системе охлаждения.

С этим случаем вы сталкиваетесь чаще всего. О том, что что-то не так сообщает нам лампочка или индикатор, сигнализирующие о слишком высокой температуре. Может существовать несколько причин такого состояния. Наиболее частой неисправностью является поломка термостата, который препятствует проникновению нагретой жидкости к радиатору. Тогда, в аварийной ситуации его можно просто снять, чтобы жидкость вращалась в большом контуре постоянно. Это предотвратит перегрев.

Вторым, часто наблюдаемым дефектом, является повреждение выключателя вентилятора (датчика) или повреждение самого двигателя вентилятора. Для устранения неисправности чаще всего необходимо заменить неисправный элемент. Если был поврежден только датчик вентилятора, то можно подключить вентилятор на короткое время. Благодаря этому вы сможете избежать перегрева двигателя (особенно в летнюю жару), и можно будет спокойно доехать до мастерской. Но это вариант только для людей, разбирающихся в устройстве транспортного средства. В случае повреждения самого двигателя (моторчика)вентилятора вам потребуется его замена.

Случаются неисправности самого насоса охлаждающей жидкости. В этом случае, в результате отсутствия циркуляции теплоносителя, температура внутри двигателя в течение очень короткого времени достигает слишком высоких значений, что способствует его немедленному повреждению. Проблемой может оказаться радиатор, особенно в старых транспортных средствах. Помочь может только чистка и запайка или замена радиатора на новый.

Слишком низкая температура двигателя.

Казалось бы, неисправность этого типа настолько безопасна, что не приведет к повреждению двигателя. Но не следует преувеличивать, так как двигатель, работающий ниже оптимального диапазона температур, сжигает большее количество топлива. Не остается без влияния и срок его службы. За слишком низкую температуру, как правило, отвечает неисправный термостат, который не закрывается в нужный момент, в результате чего охлаждающая жидкость циркулирует все время в большом контуре.

Утечки.

Утечки появляются довольно часто. Если их можно найти простым способом, например, лопнул шланг или радиатор потек, то достаточно заменить поврежденный элемент. Хуже складывается ситуация, если в расширительном бачке наблюдается потеря жидкости, а вы не в состоянии найти место утечки. Тогда ситуация может оказаться очень серьезной. Охлаждающая жидкость может попасть в масло или камеру сгорания. В этом случае тревожным симптомом является тот факт того, что происходит слишком большой рост давления в системе охлаждения. Кроме того, если вы увидите пузырьки воздуха или наличие масла в расширительном бачке, значит, существует высокая вероятность поломки блока двигателя. Стоит как можно скорее обратиться в мастерскую для дальнейшей диагностики и не медлить с ремонтом!

Издатель: MOTORS NEWS