Снижаем нагрузку на двигатель уменьшением вязкости масла: преимущества и недостатки масел 0W
Производители двигателей точно знают, какое масло следует использовать в их моторах. Тем не менее, участники различных форумов часто видят в этих рекомендациях скрытый коммерческий интерес. В поисках истины они нередко экспериментируют с вязкостью масла. Существует распространенное мнение, что более вязкое масло обеспечивает лучшую защиту деталей двигателя, однако это не всегда так.
Экологические нормы и запросы потребителей вынуждают постоянно разрабатывать новые технологии для производства двигателей. Эти двигатели нуждаются в маслах с соответствующими индексами, допусками и вязкостью. Однако, самые спорные — это маловязкие масла серии 0W. Давайте разберемся в них подробнее.

УНИВЕРСАЛЬНЫХ МОТОРНВХ МАСЕЛ НЕ БЫВАЕТ
Основная задача любого масла — снижать трение между сопряженными деталями, чтобы уменьшить их износ. Однако условия, в которых работают эти детали, могут сильно различаться, поэтому моторное масло должно образовывать тонкую пленку при различных температурах и ширине зазоров.
К сожалению, пуски «на сухую» неизбежны, даже, если что-то осталось в насечках хона. Однако, менее вязкое масло может снизить нагрузку и уменьшить износ при первом пуске двигателя в морозы. Необходимо, чтобы масло как можно быстрее попало в каналы и смазало сопряженные детали. С этим хорошо справляются масла вязкости 0W.

Расход топлива зависит от энергии, теряемой на трение. Трение в цилиндрах и подшипниках коленвала вызывает сопротивление, и чем оно дольше и больше, тем больше усилий требуется мотору для работы. Это приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива. Быстрое поступление масла помогает минимизировать эти потери.
В современных автомобилях установлены различные катализаторы, сажевые фильтры и применяются другие технологии, уменьшающие вредные выбросы в атмосферу. Поэтому масло не должно гореть, чтобы не засорять дорогие системы очистки выхлопных газов. Таким образом, масло должно выполнять несколько функций для обеспечения нормальной работы автомобиля.

Хотя нас ожидает переход к электромобилям, который, по мнению экологов, должен облегчить нагрузку на планету, инженеры видят в этом процесс обратный эффект. Производство и утилизация батарей приводят к значительным выбросам вредных веществ в атмосферу. Пока мы продолжаем ездить на бензиновых и дизельных автомобилях, экологи усиливают свои требования и к ним. Объемы двигателей сокращаются, а количество турбин растет.
В таких условиях значение моторного масла становится очевидным — чем меньше энергии уходит на трение в шатунно-поршневой группе и чем легче прокачивается масло, тем ниже расход топлива и выше эффективность двигателя. Это особенно важно в холодных регионах.

Например, масло 0W-20 сохраняет свою текучесть даже при -30°C. Все ли маловязкие масла одинаково полезны? Не совсем. Очень важно, какие компоненты входят в состав масла, какие присадки используются, какая основа, и как оно произведено.
МОТОРНОЕ МАСЛО 0W СОХРАНЯЕТ КПД ДВИГАТЕЛЯ
Если согласиться с тем, что маловязкие масла все же облегчают работу двигателя и снижают расход энергии на перемалывание этого масла, то почему бы всем не заливать «нулевки»? Не все «жидкое» стоит лить в мотор. А что можно?
При выборе настолько деликатного масла с вязкостью 0W стоит обратить внимание на производителя, чтобы не получить масло для швейных машинок. Это должен быть производитель давно выпускающий ГСМ, автохимию и масла в широком диапазоне вязкостей. Это говорит о серьезности подхода к производству и наличию разработок. Как правило, такие компании у всех на слуху. Но есть и мало известные в кругу частников, но хорошо зарекомендовавшие себя в корпоративном сегменте. Гидрокрекинговые масла немецкой марки reinWell, которая уже давно поставляет смазочные материалы для корпоративного обслуживания автопарков и в авторемонтные предприятия. Но с недавних пор ГСМ reinWell стали доступны и частникам. Есть в линейке производителя синтетическое моторное масло 0W-20 ILSAC GF-6A, API SP.
Создатели современных двигателей выдвигают повышенные требования к содержанию антиизносных присадок в моторных маслах низкой степени вязкости. Эти требования и взяты на вооружение разработчиками моторных масел reinWell. На этом основана формула пакета присадок, куда вошли соединения цинка и молибдена, обеспечивающие маслу высокие антизадирные и антиизносные свойства. Тем более, что почти все современные моторы оснащены турбиной из-за снижения кубатуры, но ради сохранения мощности. Турбонагнетатели начинают вращаться уже на огромной скорости и должны получать смазку в подшипники, едва ли не сразу. Пока традиционное масло прокачается и доберется до подшипников, могут появиться задиры. Быстрая подача возможна только у маловязких масел.
Из-за конструктивной особенности турбо-моторов, они склонны к преждевременному воспламенению топливной смеси. Этот эффект получил аббревиатуру LPSI — Low Speed Pre-Ignition, а проще говоря – детонация. Детонация — это паразитные взрывы губительные для поршневой.
От этого можно защититься правильно подобранным маслом с соответствующим пакетом присадок. Так, например, масло reinWell 0W-20 содержит соединения на основе молибдена, который подавляет в двигателе это детонацию. Уделив больше внимание защите от преждевременного сгорания топлива, разработчики сохранили и все обязательные требования к маслам такого класса: стойкость к окислению и образованию отложений, низкая летучесть.
Скепсис, который сложился вокруг маловязких масел сформирован гаражными разговорами и стереотипным рассуждением, что тем ниже вязкость, тем хуже смазывающие свойства. Современные моторы создаются с расчетом на низкую вязкость масла, чтобы отдача была как можно больше, а потребление топлива ниже.
Снижение трения и ускоренная подача масла ничуть не вредны и предыдущим поколениям моторов, которым привычно ездить на полновязких маслах. При таких условиях запуск двигателя будет более мягким, легким. Особенно это актуально зимой или в холодных регионах.
Но, как уже было сказано, важно, чтобы масло было не просто «жиденьким», а имело все необходимые присадки. А это можно найти только у производителей, работающих на рынке ГСМ уже не один и даже не 5 лет. Пока малоизвестный частным автомобилистам, reinWell уже давно и успешно поставляет ГСМ и сервисную автохимию на транспортные и авторемонтные предприятия. В корпоративном сегменте он работал и в Германии.
Но с локализацией производства в России было решено запустить розничную продажу: мелкая фасовка, штучные продажи. Однако, продукция выпускается, следуя главному требованию автотранспортных предприятий – максимальная эффективность продукта при минимальной цене.