Автомобильная жизнь в одной новостной ленте.

Основные причины повышенного масложора и способы их устранения без механического вмешательства

0

Как ни совершенствуются двигатели внутреннего сгорания, а повышенный расход масла продолжает беспокоить автовладельцев. Но что считать повышенным расходом? Некоторые автовладельцы начинают бить тревогу, когда за полный интервал замены на щупе оказывается пол уровня, других не беспокоит доливка пары-тройки литров за тот же пробег. Обычно, инструкция на автомобиль дает четкое определение повышенного расхода, когда уже пора отправляться на сервис для диагностики или ремонта. Практически все автопроизводители допускают нормальный расход масла не более литра на тысячу километров пробега, важное условие: для скоростного пробега по трассе.

Как правильно контролировать уровень масла? Автомобиль должен находиться на ровной горизонтальной площадке. После остановки двигателя должно пройти не менее пяти минут, чтобы максимальное количество масла стекло в поддон. Следует вынуть щуп и протереть его салфеткой, затем снова вставить его в канал до упора и снова вынуть, держа вертикально вниз, чтобы стекающее масло не могло исказить результаты измерения. Уровень масла должен находиться между отметками max и min. Доливать масло следует небольшими порциями, примерно по 100 мл с постоянным контролем уровня.

При полной замене, свежее масло следует сначала долить до минимальной отметки, запустить двигатель и дождаться заполнения магистрали, при этом контрольная лампа давления должна погаснуть. После этого следует довести уровень масла до максимума. На большинстве двигателей от отметки min до max умещается примерно литр масла. В справочной литературе, указывая объем масляной системы, не всегда указывают емкость масляного фильтра, поэтому на его объем следует сделать поправку.

Нормой расхода масла для большинства современных силовых агрегатов считается расход от 0,05 до 0,6% от сгоревшего топлива. Например, если на 1000 км пробега употребляется 100 литров бензина или солярки – значит, нормы расхода масел будут составлять максимум 600 мл. Для мощного форсированного дизельного двигателя нормальным потреблением может считаться от 1 до 3% из-за наличия турбины. В любом случае этот параметр указывается в технической документации каждого автомобиля.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ РАСХОДА МАСЛА, ПРИ УСЛОВИИ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

Пробег двигателя

Общеизвестный факт – чем больше пробег двигателя, тем больше расход масла, это нормально. С увеличением износа деталей, увеличиваются зазоры, падает компрессия, потертые маслосьемные кольца уже не могут сформировать требуемую масляную пленку. Соответственно, увеличивается количество масла, попадающего в камеру сгорания и расход масла увеличивается. При износе колец появляется дымление прогретого двигателя, особенно при сбросе оборотов, при понижении нагрузки. Однако, дым на машине с катализатором быть может быть незаметен, но в следствии повышенной дымности происходит замасливание системы вентиляции картера. Устраняется это, увы, только ремонтом двигателя. Но, замедлить износ цилиндропоршневой группы возможно с помощью антифрикционных присадок, они же стабилизируют расход масла.

Неверный выбор вязкости и уровня качества моторного масла

Вязкость моторного масла должна соответствовать требованиям двигателя и особенностям региона эксплуатации автомобиля. Например, двигателей с одинаковой маркировкой, требования для внутреннего японского рыка и для Европы могут существенно отличаться. Для японского рынка двигатель может требовать вязкость xW-20, а для Европы тот же двигатель потребует уже xW-30 или даже xW-40. Это связно с национальными экологическими стандартами, а значит и изменены детали, влияющие на расход топлива. Но серия двигателя остается такой же.

Подходящие вязкости указываются в мануале к автомобилю

 

В случае отклонения вязкости в меньшую или большую сторону, маслосъемные кольца неправильно формируют пленку и происходит прорыв масла в камеру сгорания. Проявляется как дымление двигателя при любых нагрузках, особенно при переходе с холостого хода в движение. Остальные симптомы такие же, как и при износе колец.  Устранить эту проблему можно переходом на масло, соответствующей региону, вязкости. Подобрать подходящее масло можно с помощью сервиса онлайн подбора.

Закоксовка поршневых колец

Это происходит в результате перегрева двигателя, использования масла и топлива ненадлежащего качества, длительного простоя или при чрезмерно увеличенных интервалах замены масла. Из-за углеродистого нагара или коррозии, поршневые кольца теряют подвижность в канавках поршней, что приводит к падению компрессии. Симптомы такие же, как при износе колец. Первое, что можно сделать – это воспользоваться раскоксовкой. При небольших отложениях она может помочь, но обязательно сменить масло. Идеальным вариантом будет разборка и физическая очистка деталей. Возможно устранение загрязнений при помощи комплексной промывки масляной системы двигателя и, одновременно, промывкой топливной системы.

Коксовые отложения лишают кольца подвижности

 

Система вентиляции картера

Загрязнение или обмерзание системы вентиляции картера и, особенно, клапана PCV, ведет к росту давления картерных газов и выдавливанию излишков масла в камеру сгорания через кольца и сальники клапанов. Нередко появляются течи через сальники коленчатого и распределительного валов или прокладки. Появляется дымление на разных режимах работы двигателя. Избавиться от этого можно очисткой системы вентиляции, заменой PCV-клапана, а в отдельных случаях заменой сальников и прокладок двигателя.

Особенности конструкции двигателя

Некоторые двигатели имеют конструктивные недостатки, увеличивающие расход масла относительно остальных. К конструктивным недостаткам можно отнести неправильно подобранную форму поршня, жесткость и форму поршневых колец, непродуманную систему вентиляции картера двигателя и т.п. В отдельных случаях производитель устраняет недостатки по гарантии, заменяя детали на модернизированные. Но чаще всего, владельцу проблемного автомобиля приходится мириться с проблемой и тратиться на постоянную доливку масла.

Состояние уплотнений в двигателе

Вполне естественно, что при изношенных и состаренных сальниках возникают утечки масла, существенно влияющие на его расход. Существует даже поговорка, «Если из двигателя ничего не течет, значит, уже все вытекло». Утечки легко диагностируются простым осмотром двигателя снаружи. Но чаще всего случается расход масла из-за сальников клапанов. Сальники клапанов, они же «маслосъемные» колпачки твердеют от времени и перегрева, изнашиваются механически от трения о клапан, могут даже растрескаться. В результате, масло беспрепятственно стекает по штокам клапанов и попадает в камеру сгорания.

Масло может сочиться из под прокладок

 

 

Определить потерю свойств маслосъёмных колпачков можно по дымлению двигателя при запуске и прогреве. Если резьбы свечей зажигания в масляном налете – это тоже верный признак необходимости замены «калпачков». Проблема устраняется заменой сальников клапанов. Но, предварительно можно использовать присадки, восстанавливающие свойства резины, такие как Liqui Moly Oil Verlust, чтобы лишний раз не разбирать двигатель.

Режим эксплуатации

Перерасход масла характерен для длительной работы двигателя на повышенных оборотах. Например, при долгом скоростном движении по трассе. Однако, противоположная ситуация, когда автомобиль эксплуатируется в городских условиях с короткими поездками, особенно зимой – тоже способствует «масложору». Это связано с частыми прогревами двигателя. Смесь обогащается, часть бензина не успевает испариться и попадает в масло. Смесь бензина с маслом хорошо испаряется со стенок цилиндров и впоследствии сгорает, увеличивая расход масла. Также, попадание топлива в масло снижает его вязкость и также увеличивает угар.  Если масло на щупе отчетливо пахнет топливом, то следует принять меры. Проблема частично решается использованием очищающих присадок, способствующих сгоранию топлива. Например, Liqui Moly Langzeit Injection Reiniger, а также вводом в масло дополнительных загустителей, например, Liqui Moly Visco Stabil.

Состояние топливной системы. Состояние топливной системы напрямую влияет на расход масла. Загрязнения форсунок приводят к плохому распылению топлива, в результате топливо, не успевая испариться, стекает по стенкам цилиндров и попадает в масло. Что происходит потом, подробно описано в пункте «Режим эксплуатации».

Наличие турбины

Турбина имеет уплотнение вала лабиринтного типа из-за очень высоких температур. Даже при незначительном загрязнении магистрали оттока масла от подшипника турбины, масло начинает выдавливаться в горячую или холодную часть самой турбины. Определить неисправность можно по дымлению на сбросе газа и наличию масла во впускных магистралях и\или в интеркулере.

Невернувшееся масло, турбина давит наружу.

 

Восстановить проходимость магистрали можно промывкой масляной системы профессиональными составами, например, Liqui Moly Motorspulung. Но если периодически не проводить чистку, то при тяжелых отложения придется менять турбину или делать капремонт.

Промывка заливается в маслозаливную горловину

Конечно, это не все причины повышенного расхода масла. Каждый конкретный случай нужно диагностировать индивидуально.  Но по статистике автосервисов чаще всего встречаются вышеперечисленные. Если проблема проявилась недавно, чтобы не доводить до механического вмешательства, масложор моно устранить вспомогательными присадками в масло и в топливо.

А теперь вернемся непосредственно к маслу. Его состав действительно влияет на расход, но исключительно при использовании низкого исходного качества или\и неправильного подбора под технику. Доля «вины» масла может достигать 15-20% в случаях повышенного расхода.

НА РАСХОД МАСЛА МОГУТ ВЛИЯТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПРОДУКТА

Температура вспышки

Важную роль в естественном угаре масла имеет его температура вспышки. Испаряемость по NOACK определяется лабораторным тестом, фиксирующим потерю массы масла при нагреве до 250°с. Открытым пламенем. По ГОСТу это значение не должно быть менее 200 градусов. Но для самых современных «горячих» моторов этого мало. Новым моторам требуются значения выше 230 градусов, но, опять же, не всем. Тут важно смотреть на инструкцию к автомобилю, где указаны спецификации масла, способного выдерживать нагрузки конкретного мотора.

Индекс вязкости

Не менее значим и индекс вязкости — показатель, определяющий, насколько вязкость масла зависит от температуры. Он говорит о большем или меньшем разжижении масла под действием температуры. Чем выше индекс, тем лучше. Наиболее качественные автомасла имеют индекс вязкости выше 170 единиц.

Качество загустителя

Степень деградации масла в процессе эксплуатации напрямую связана с качеством загущающих присадок. Их постепенное разрушение приводит к снижению вязкости смазочного материала и повышению его расхода по мере увеличения пробега. Устойчивость загущающих компонентов определяется способностью полимерных добавок сохранять структурную целостность под воздействием механических и термических нагрузок. Примечательно, что детальный состав таких присадок редко раскрывается производителями — это остается частью технологического ноу-хау, охраняемого как коммерческая тайна.

Термоокислительная стабильность

Ну и наконец, влияет на расход масла и термоокислительная стабильность. Это способность масла сохранять свойства при высоких температурах, что зависит от комбинации базовых масел и присадок.

Вопрос расхода масла в двигателе упирается не в превосходство отдельных характеристик, а в их гармоничное сочетание. Достичь такого баланса под силу лишь компаниям с развитой производственной базой, которые располагают широким выбором базовых масел и присадок. Именно крупные предприятия способны обеспечить полный цикл контроля качества — от разработки до выпуска конечного продукта.

Показателен пример немецкой компании Liqui Moly GmbH. Её завод выпускает не только универсальные масла, но и специализированные составы, созданные для конкретных моделей двигателей. Гарантией надёжности здесь выступает строгий производственный надзор и точное соблюдение стандартов автопроизводителей. Этим принципам соответствуют, например, линейки Top Tec и Special Tec, разработанные с учётом текущих и перспективных требований к моторным маслам. Их свойства оптимизированы по ключевым параметрам, влияющим на расход, а спектр вязкостных характеристик покрывает потребности большинства массовых автомобилей.

Понимание этих факторов позволяет автовладельцам осознанно подходить к выбору масла, минимизировать его расход, снизить затраты на обслуживание и продлить срок службы двигателя. В конечном итоге, ключ к экономии — не в поиске «идеального» параметра, а в выборе продукта, где технологии обеспечивают сбалансированность всех критически важных свойств.

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.