Эксплуатационный тест масла BIZOL на турбодизеле BMW: сервисное масло превзошло «оригинальное»
Тестируем синтетическое моторное масло Bizol Technology 5W-30 C3 на автомобиле BMW 5 series Gran Turismo. Проводим лабораторные испытания свежего и отработанного масла. Сравниваем полученные результаты с маслом BMW Twinpower Turbo Oil Longlife-04 5W30.
При посещении магазина моторных масел первоначально следует определиться с типом двигателя автомобиля, так как именно этот параметр является ключевым при выборе смазочного материала. Оптимальным решением станет приобретение моторного масла, которое прошло процедуру одобрения и омологации у автопроизводителя. Это связано с тем, что такие продукты соответствуют установленным стандартам качества и могут использоваться без риска негативного воздействия на двигатель. Только после определения типа масла целесообразно рассматривать производителей и бренды, предлагающие подобные товары. Стоимость продукции может варьироваться в зависимости от маркетинговых затрат производителя, а не только от ее качественных характеристик.
Рассмотрим эту ситуацию на примере автомобиля BMW 5 серии Gran Turismo с трехлитровым дизельным двигателем N57D30 и турбонаддувом. Многие владельцы таких автомобилей уделяют особое внимание выбору моторного масла, поскольку неправильно подобранное масло, с большой долей вероятности приведет к дорогому ремонту.
В сервисных книжках рекомендуется использовать масло BMW Twinpower Turbo Oil Longlife-04 5W30, однако оно поставляется через серый импорт и стоит довольно дорого – примерно 2500-3000 рублей за литр. Поскольку гарантии на такое масло нет, владелец рискует, используя его. Для двигателя данного автомобиля требуется 7 литров масла, что составляет около 20 тысяч рублей только на сам продукт. А еще хороший фильтр, процедура замены…
Следовательно, хозяева транспортных средств с подобными моторами сталкиваются с задачей поиска более экономичного аналога – масла европейского происхождения, соответствующего спецификациям их автомобиля и обладающего меньшей стоимостью, а также гарантией качества.
В условиях сокращения числа зарубежных брендов на отечественном рынке, не столь широко известных, но заслуживающих внимания, можно обратить внимание на продукцию компании Bizol. Этот немецкий производитель, обладающий исследовательским центром в Берлине, начал выпуск смазочных материалов в 1998 году. Процесс разработки смазочных материалов Bizol поддерживается ведущими автомобильными концернами, среди которых присутствуют VAG, BMW, GM и Daimler. Моторные масла Bizol получили официальную лицензию API и соответствуют современным международным стандартам и классификациям, включая SAE, ACEA и ILSAC. Компания Bizol стремится поддерживать высокие стандарты качества, придерживаясь норм DIN EN ISO 9001:2008 и экологических сертификаций DIN EN ISO 14001:2005.
Возможно ли использование Bizol Technology 5W-30 C3 в качестве аналога фирменному BMW Twinpower Turbo Oil Longlife-04 5W30 для двигателя BMW N57D30 с турбонаддувом?
Рекомендации автопроизводителя для двигателя BMW N57D30 с турбонаддувом включают использование моторного масла BMW Longlife-04 или LL-04. Эти смазочные материалы разработаны специально для дизельных двигателей с сажевым фильтром DPF или без него. Они подходят для моторов, произведенных после 2004 года. Допуск BMW LL-04 также охватывает требования предыдущих допусков Longlife-98 и Longlife-01 при условии использования высококачественного топлива.
Основой допуска BMW Longlife-04 стали стандарты ACEA C3. Помимо этого, BMW проводит дополнительное тестирование этих масел на разнообразные параметры их функционирования в реальных условиях эксплуатации. Как правило, данные масла являются синтетическими и отличаются улучшенной стабильностью вязкости, обозначенной по классификации SAE как 0W-30, 5W-30 и 5W-40.
Уменьшение содержания сульфатной золы в смазочных материалах позволяет им эффективно взаимодействовать с дизельными сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами. Моторное масло Bizol Technology 5W-30 C3 обладает не только омологацией по спецификации BMW Longlife-04, которая указана на упаковке, но и получило официальное одобрение концерна BMW. Более того, этот продукт включен в список рекомендованных сервисных продуктов BMW. Это свидетельствует о том, что качество масла было проверено в заводских лабораториях и подтверждено практическими испытаниями. Применение данного масла гарантирует полное соответствие продукта требованиям BMW, предъявляемым к материалам, используемым в течение гарантийного периода. Оно также рекомендовано для использования в сервисных центрах BMW.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТОРНЫХ МАСЕЛ BIZOL TECHNOLOGY 5W-30 C3 И BMW TWINPOWER TURBO OIL LONGLIFE-04 5W30
Теперь попытаемся провести сравнительный анализ формул моторных масел от независимого производителя Bizol и от автоконцерна BMW. Очевидно, что ни один из производителей не раскрывает состав своих масел, поэтому мы проведем анализ на основе лабораторных исследований. Лабораторные анализы масла проводились в Научно-исследовательском центре горюче-смазочных материалов (НИЦ ГСМ). Проба масла Bizol Technology 5W-30 C3 была предоставлена нами самостоятельно, а результаты тестов BMW Twinpower Turbo Oil Longlife-04 5W30 взяты с ресурса Oil Club.
Начнем с анализа пакета присадок Bizol Technology 5W-30 C3. Первым бросается в глаза относительно низкое содержание кальция — всего 1873 мг/кг. Это указывает на европейский пакет присадок, ориентированный на стандарт ACEA C3, где ограничивается количество металлосодержащих присадок для защиты чувствительных систем очистки выхлопных газов. Для поддержания чистоты деталей двигателя используются соединения бора (81 мг/кг), предотвращающие слипание и осаждение частиц сажи на стенках. Дополнительно усилен молибденовый противоизносный пакет присадок на базе традиционных соединений цинка, что помогает снизить износ двигателя в тяжелых условиях, когда обычная цинк-фосфорная присадка становится менее эффективной. Содержание фосфора также соответствует требованиям ACEA C3, что оптимально для данного пакета. Щелочное число масла составляет 6,7 мг КОН/г, что является хорошим показателем для малозольного масла. Тест на массовую долю сульфатной золы не проводился, но согласно паспортным данным, она должна составлять 0,8%. Отметим, что наличие существенной доли бора и молибдена характерный признак современного пакета присадок последнего поколения.
При сравнении пакета присадок Bizol Technology 5W-30 C3 с BMW Twinpower Turbo Oil Longlife-04 5W30 обнаруживается их сходство. Концентрация моющей присадки близка (кальций 1871 мг/кг), для удержания сажи во взвешенном состоянии применяются аналогичные соединения бора (бор 75 мг/кг). В обоих случаях используется стандартная противоизносная присадка ZDDP. Однако в масле BMW отсутствуют присадки на основе молибдена. Щелочное число масла BMW выше, составляя 7,9 мг КОН/г, при этом массовая доля сульфатной золы остается в пределах стандарта (0,8%). Таким образом, пакет присадок Bizol отличается современными компонентами, включая противоизносные присадки, защищающие двигатель в экстремальных условиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОТОРНОГО ТЕСТА МАСЛА BIZOL TECHNOLOGY 5W-30 C3
Продолжаем оценивать результаты теста моторного масла Bizol Technology 5W-30 C3 и переходим к самому интересному это к тесту масла в двигателе. Тестирование проводилось в зимний период. По словам владельца автомобиль практически каждый день стаял в режиме предварительного прогрева двигателя как утром, так и вечером. Счетчика моточасов не было, так что из-за прогревов километрах можно смело умножать на 1,5. Пробы брались при пробеге в 5300 и 10000 километров.
Мы видим, по пакету присадок, что масло очень стабильно ведет себя в двигателе. Содержание практически всех компонентов не меняется по пробегу. При этом меня удивило, что концентрация молибдена в пробах из мотора выше нежели в свежем масле. Выяснилось, что владелец до этого заливал молибденсодержащее масло это и завысило показатели. Видно срабатывание противоизносной присадки и небольшое повышение содержания железа по пробегу. Но это все в пределах нормы. Видно, что к 10 тыс. пробега сильно упало щелочное число, но это следствие длительного времени холостой работы двигателя на прогреве, на что однозначно указывает очень высокое содержание топлива и сажи в масле. Это наглядно иллюстрирует, что высказанное выше утверждение о необходимости корректировки расчета межсервисного пробега в таких условиях имеет под собой очень веское основание. Вязкостные показатели масла оказались стабильны на протяжении всего периода работы в ДВС.
Так, что можем однозначно сказать, что Bizol Technology 5W-30 C3 в двигателе в зимних условиях эксплуатации отлично себя показало.
СРАВНЕНИЕ МОТОРНОГО ТЕСТА МАСЛА BIZOL TECHNOLOGY 5W-30 C3 И BMW TWINPOWER TURBO OIL LONGLIFE-04 5W30
На Оил Клабе удалось найти тест отработанного масла BMW Twinpower Turbo Oil Longlife-04 5W30 причем которое тестировалось на аналогичном двигателе. Основная разница между тестами в том, что масло BMW отходило свои 11 тыс. км в летний период без длинных прогревов.
По результатам лабораторного теста оказалось, что вязкость масла BMW осталось стабильной на протяжении всего периода эксплуатации. Содержание моющей и противоизносной присадки осталось в пределах заданным свежем маслом, но почему-то в более высокой концентрации. Может быть, был долив масла во время эксплуатации. Также несколько странным выглядит увеличение содержания магния и калия в отработанном масле.
Обратим внимание на продукты износа. В пробе, по сравнению с Bizol, видно значительное увеличение содержания алюминия, который появляется при износе поршневой группы.
Щелочное число у отработанного масла BMW выше, чем у Bizol, но если посчитать абсолютное изменение параметра, то оно окажется схожим, 4,33 мг КОН/г против 4,41 мг КОН/г соответственно.
ВЫВОДЫ
- Моторное масло Bizol Technology 5W-30 C3 рекомендовано концерном BMW для сервисного использования и может применяться в двигателе BMW N57D30 турбо.
- Сравнение химического анализа масла Bizol Technology 5W-30 C3 и BMW Twinpower Turbo Oil Longlife-04 5W-30 показывает практически идентичный пакет присадок, причем в масле Bizol добавлены противоизносные компоненты, работающие в тяжелых режимах.
- Моторное масло Bizol Technology 5W-30 C3 отлично справилось с зимним тестом в условиях длительного прогрева двигателя. Вязкостные показатели остались в норме. Пакет присадок показал стабильность. Уровень износа двигателя незначительный.
- Сравнение результатов тестов моторных масел Bizol Technology 5W-30 C3 и BMW Twinpower Turbo Oil Longlife-04 5W30 показало, что первое обеспечивает лучшую защиту двигателя от износа.
Bizol Technology 5W-30 C3 | BMW TwinPower Turbo LL-04 5W-30 | Bizol Technology 5W-30 C3 | Bizol Technology 5W-30 C3 | BMW TwinPower Turbo LL-04 5W-30 | |
Пробег | 0 | 0 | 5300 | 10000 | 11000 |
Железо Fe мг/кг | 2 | 2 | 35 | 58 | 43 |
Хром Cr мг/кг | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Олово Sn мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Алюминий Al мг/кг | 0 | 0 | 4 | 6 | 22 |
Никель Ni мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Медь Cu мг/кг | 0 | 0 | 4 | 6 | 9 |
Свинец Pb мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Молибден Mo мг/кг | 59 | 0 | 77 | 75 | 1 |
Кальций Ca мг/кг | 1873 | 1871 | 1876 | 1844 | 1909 |
Бор B мг/кг | 81 | 75 | 64 | 32 | 56 |
Магний Mg мг/кг | 18 | 17 | 16 | 11 | 29 |
Цинк Zn мг/кг | 888 | 886 | 930 | 837 | 930 |
Фосфор P мг/кг | 809 | 801 | 792 | 727 | 868 |
Барий Ba мг/кг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кремний Si мг/кг | 2 | 6 | 6 | 7 | 6 |
Калий K мг/кг | 1 | 0 | 2 | 2 | 29 |
Натрий Na мг/кг | 3 | 0 | 2 | 4 | 3 |
Вода % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Гликоль % | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Топливо % | 0 | 0 | 0,3 | 0,7 | 0,4 |
Сажа % | 0 | 0 | 0,3 | 0,8 | 0,5 |
Степень окисления А/см | 8 | 8 | 11 | 13 | 13,3 |
Степень нитрования А/см | 5 | 6 | 8 | 8 | 12 |
Вязкость при 100ºС мм²/с 9,3 — 12,5 | 11,79 | 11,75 | 11,32 | 11,25 | 11,42 |
Вязкость при 40ºС мм²/с | 68,6 | 64,69 | 64,69 | 64,37 | 64,46 |
Индекс вязкости | 169 | 180 | 170 | 170 | 173 |
Щелочное число TBN (ASTM D 4739) мг КОН/г | 6,7 | 7,9 | 3,87 | 2,29 | 3,57 |
Кислотное число TAN мг КОН/г | 2,4 | — | 2,39 | 2,29 | 2,53 |